Главная Биография Статьи Книги Ссылки

 

Факир на век!  

Копперфилд и Диккенс

Мир уже знал одного Дэвида Копперфилда. Его придумал Чарльз Диккенс. Когда родился Копперфилд № 1, диккенсовский, — а это произошло в пятницу, в полночь, — ему предсказали, что он переживет немало бед и сможет видеть привидения. Вторую часть пророчества автор не стал использовать в романе. Но, видно, посыл был так силен, что оно в конце концов нашло себе применение. Во второй раз имя Дэвид Копперфилд послужило человеку, называющему себя магом.

В отличие от своего предшественника, Копперфилд № 2 родился вовсе не в пятницу. День 16 сентября 1956 г. пришелся на воскресенье. По этой, видимо, причине, он впоследствии оказался вполне благополучен и, в частности, отнюдь не был сиротой: его родители Хаим и Ревекка Коткины — владельцы магазина мужской одежды в городке Метачен, вполне себе добропорядочные и живые. В этом-то городке и появился на свет будущий дрессировщик привидений.

К тому времени, когда Дэвид Сет Коткин получил совет назваться Дэвидом Копперфилдом, он Дикенса еще не читал: не успел. Ему больше нравилось тасовать карты, чем читать книжки, и впоследствии, занимаясь этим в присутствии сотен зрителей, он расскажет, что первые уроки искусства ловкости рук преподал ему дед, заядлый преферансист и неплохой шулер. Потом, согласно легенде, будущий иллюзионист попал в нью-йоркский магазинчик, специально предназначенный для обмана народа. Разумеется, совершенно случайно. И стеллажи с книгами о фокусах, разные устройства для демонстрации трюков совершенно его очаровали. Вот там судьба великого мага и была решена.

В десять лет он решил, что станет новым Гудини. Через два года он уже выступал под псевдонимом Дэвино, зарабатывая по пять долларов за представление. В шестнадцать же лет, когда заслуги Дэвида Коткина в области обмана населения позволили ему, несмотря на нежный возраст, вступить в Общество американских иллюзионистов, его и вовсе пригласили преподавать в Нью-йоркском университете. (Он должен был просветить студентов отделения театрального искусства, как надлежит вводить народ в заблуждение, и страшно волновался: все его ученики были старше него по меньшей мере на несколько лет! Собираясь на первую лекцию, он от волнения зашел не в ту аудиторию. Однако присутствующим даже не пришло в голову сказать ему, что он ошибся: они заслушались.)

Примерно в это же время юный фокусник обнаружил склонность переносить трюки со сцены в жизнь. Он исполнил номер с поступлением в колледж, то есть, ничего не зная все-таки зачем-то туда поступил. Видимо, хотел потешить родителей. Через несколько недель стало ясно, что гранит науки мешает взлететь к высотам ремесла, учеба отошла в область иллюзий, и Диккенс остался непрочитанным.

Поэтому, когда на конференции иллюзионистов один журналист предложил Дэвиду сменить фамилию Коткин на Копперфилд, ему просто понравилось, как она звучит.

Копперфилд и исчезающие колоссы

Вместе с новым именем к фокуснику пришла слава. Она явилась в виде приглашения на главную роль в мюзикле “Волшебник”. Он выступал не только как иллюзионист, но и как актер — играл, пел и танцевал.

Теперь Копперфилд каждый свой трюк стал превращать в небольшое шоу. Для того чтобы поднабраться опыта, он тайком проникал на самые яркие спектакли, пробирался за кулисы и околачивался возле знаменитых режиссеров, глядя, как те работают. Театр и искусство ловкости рук таинственным образом перемешивались у него в душе, растворялись друг в друге, и, когда окончательно осела театральная пыль, стало ясно, что возникло нечто совершенно новое.

 Именно тогда по-настоящему и родился шоумен Дэвид Копперфилд.

И добился со временем того, чего добился. Не потому, что удачливее других фокусников. Ему удалось возвысить искусство иллюзиониста с уровня небольшого номера в цирковой программе до уровня театра одного актера, чьи декорации — весь мир. И даже если справедливы слухи насчет того, что не он придумывает трюки, ему это прощается, ибо Копперфилд больше, чем фокусник.

Но до этого триумфального результата было везение — впрочем, быть может, закономерное.

Успех в роли волшебника привлек к Дэвиду внимание телевизионных продюсеров. Сначала его пригласили в шоу на канале Эй-би-си, а затем предложили сделать собственную программу на Си-би-эс. Как раз в процессе его работы на телевидении зрители пережили ряд сногсшибательных исчезновений: кудесник то отправлял в никуда статую Свободы, то расправлялся таким же образом с 70-тонным вагоном Восточного экспресса. Десятки девушек, которых он попутно то заставлял исчезать, то разбирал на составные части, просто теряются на фоне этих колоссов. Заодно Копперфилд прошел сквозь Великую китайскую стену, умудрился не утонуть в Ниагарском водопаде, а главное, начал летать.

Этот трюк особенно взбудоражил умы. Он и взаправду летает?! Или это все “оптический обман зрения”? Вот вопрос, который задел за живое даже профессиональных ученых. Дело усложнилось копперфилдовской терминологией. Полеты он называл “левитацией”, а свое искусство — “магией”.

А зрители разделились на романтиков и рационалистов. Первые поверили в то, что Копперфилд летает по-настоящему, потому как его коллега Рафаэль Циталашвили передал ему старинный секрет левитации. Увы, как ни сладко нам все, что связано с чудом, приходится все же проститься с этим вариантом: люди, умеющие левитировать, действительно существуют, но делают это не прилюдно и не имеют привычки, отрываясь от земли, подхватывать на руки молоденьких девушек. Рационалисты же привлекли к делу физику и предложили варианты: он летает, говорят они, либо благодаря гигантскому магниту, установленному под сценой, либо магнитной кольчуге, надетой на фокусника, — и тогда под сценой уже не магнит, а гигантская сверхпроводимая чаша.

Сам же Копперфилд говорит в своих интервью, что “все это ненастоящее” и что главная его задача — растормошить зрительское воображение. А что касается “магии”, которую он не прочь упомянуть вскользь, то  английское слово “magic” означает не только “колдовство”, но и “оригинальный жанр”.

Копперфилд и Коткин

Все, что мы знаем о Дэвиде с момента приобщения к Диккенсу, относится к Копперфилду. Коткин отошел в тень. Они с тех пор, как две стороны Луны. Выбор псевдонима — тоже своего рода трюк, когда удачный, а когда нет. В результате происходит как бы раздвоение личности, и две ее половинки вступают во взаимоотношения не всегда гармоничные. Но если, скажем, Норме Джин Бейкер тяжко было поддерживать славу Мерилин Монро, то отношения Копперфилда с той частью его “я”, которая принадлежит Коткину, явно поставлены на деловую основу. Копперфилд выступает, Коткин — продюсирует. Копперфилд — король сцены. Коткин — “серый кардинал”, скрывающийся за кулисами. Копперфилд дает интервью, но частная жизнь остается Коткину.

То, что нам рассказывают о Копперфилде, носит какой-то нечеловеческий характер. Скажем, работоспособность. Последние лет пятнадцать он не менее 48 недель в год разъезжает по городам и весям. Случается, что дает до трех представлений в день (понятно, что иначе не окупить затрат на аппаратуру, но ведь и силы требуются). В то же время разрабатывает внесценические проекты и еще успевает посещать мероприятия, на которых собирается бомонд индустрии развлечений. Но в результате он, видимо, только бодрее становится. Откуда эта дьявольская энергия?

Или вот гонорары. Двухмесячный тур по Германии в 1993 году принес ему 35 миллионов долларов дохода. (Заметим, к слову, что за эти два месяца от выступил 115 раз.) В общей сложности за 1993 — 1994 годы Копперфилд заработал 55 миллионов долларов. Но это было давно. По данным на 1997 год, его личное состояние составляло 74 миллиона долларов. Подобные деньги не снились его коллегам-иллюзионистам. Шоу “Мечты и кошмары”, с которым он приезжал и в Москву, в Нью-Йорке побило все рекорды по кассовым сборам. В результате знаменитый фокусник переместился с 8-го на 6-е место среди наиболее высокооплачиваемых представителей шоу-бизнеса, обойдя Мадонну и Фила Коллинза.

Сейчас ему 43 года. Но на то, что он успел еще до сорока, у другого могла бы уйти целая жизнь. Речь не только об объеме проделанной работы, но и о признании. У входа в голливудский “Китайский театр Граумана” выложены бетонные звезды с отпечатками ладоней, ступней и автографов всех лучших людей Голливуда. Копперфилд — единственный из ныне живущих фокусников, кто имеет собственную звезду на этой аллее Славы. Французское правительство сделало его кавалером ордена Искусств и Литературы — опять-таки первым среди иллюзионистов. Музей мадам Тюссо в Лондоне пополнил свою коллекцию восковым подобием Копперфилда в позе полета.

Таков Копперфилд. И поневоле подумаешь: а вдруг он и вправду маг? И кто же тогда Коткин? Но если Копперфилд хоть изредка, но дает интервью на тему своей персоны, то Коткин хранит гробовое молчание. Для разгадывания того, кто стоит за образом летающего красавца, мы располагаем лишь несколькими цитатами и… датой его рождения.

Человек внимательный и лишенный материалистических предрассудков не преминет отметить, что Дэвил Коткин появился на свет под знаком Девы. Это открывает нам прямой доступ к свободной замочной скважине. Когда Дэвиду было всего 12 лет, знаменитая Линда Гудман уже все написала о его характере в книге “Солнечные знаки”, которую потом очень полюбил русский читатель. До самого 1995 года Линда имела возможность наблюдать за тем, как развивается карьера Копперфилда, и не раз, наверное, отмечала про себя, сколь многое в его представлениях и высказываниях соответствует тому, что она знала о Девах.

Девы — трудоголики, пишет она. Это правда. 500 выступлений в год — убедительная цифра, даже если совсем не верить в астрологию.

Мир для Дев начинается с деталей. Они обладают способностью в части видеть целое и одновременно неприятной особенностью подмечать подробности. Но это качество Копперфилд и Коткин проявляют по-разному. Копперфилд представляет нам зрелища, продуманые от фасона его пуловера до рисунка на ящике, куда он заключает очередную барышню. Когда он рассказывает о том, как был придуман тот или иной номер, оказывается, что все началось с пустяка — полузабытой мелодии, старой фотографии или газетной вырезки. А закулисный Коткин изводит этим свойством всех и вся, начиная с себя самого. “Дева способна нудно выговаривать вам за самые незначительные проступки”, — деликатно сообщает Линда Гудман. И наш герой подтверждает ее слова: “Я просто одержим мелочами и деталями, составляющими мой труд, пусть и иллюзорный. Это выглядит как настоящее безумие, сумасшествие. Но это так”.

Девы отличаются педантичностью. “Я нетерпим к беспорядку, — признается Копперфилд. — Я теряю ориентацию, выхожу из себя, когда что-то ускользает из-под моего контроля”.

Проклятие Дев — стремление к совершенству. Поскольку практически всегда можно сделать лучше, чем сделано, Девы редко бывают довольны результатом своей работы. А значительная удаленность мироустройства от идеала рождает в них склонность к  критике. Девы не торопятся расточать похвалы: то, что хорошо, и должно быть хорошо. Им кажется, что они принесут больше пользы, указывая на недостатки. Поэтому уесть окружающих им ничего не стоит. Но это ничто по сравнению с тем, как они гложут самих себя. Доказательством тому служат слова Копперфилда: “Я потратил свою жизнь на то, что вечно подвергал себя сомнениям и допросам”.

Прибавим к сказанному слухи о Копперфилдовой прижимистости. Если уж  остальное так сходится, то и это, должно быть, не лишено оснований. “Глубоко укоренившаяся боязнь зависимости, особенно в преклонном возрасте, делает многих Дев чересчур экономными, если не сказать хуже, — читаем у Линды Гудман. — Дева никогда не станет бросать деньги на ветер, потому что они нелегко ей даются”.

Под знаком Девы рождаются очень нервные люди. “Тот нервный заряд, который присутствует в Деве, редко выходит на поверхность, но изнутри он часто ее съедает. Вот почему Девы нередко страдают расстройством пищеварения”. Впрочем, об этом великий иллюзионист вряд ли нам расскажет.

Во всем перечисленном мало такого, что могло бы порадовать поклонниц. Пожалуй, восхищаясь Копперфилдом, мы вряд ли смогли бы полюбить Коткина.

Копперфилд выходного дня

Что же все-таки делает Копперфилд, когда не работает? Он работает.

Например, главным своим достижением он называет вовсе не сценический успех, а проект “Магия”. С его помощью неутомимый иллюзионист старается внедрить фокусы в медицину. Можно помочь инвалидам восстановить двигательную активность, считает он, обучая их несложным фокусам, основанным просто на ловкости рук. Копперфилд начал осуществлять свою реабилитационную программу десять с лишним лет назад, и, видимо, она оказалась полезной, судя по тому, что проект прижился в тысяче больниц от Исландии до Сингапура. Веруя в пользу фокусов, Копперфилд пошел еще дальше. Он решил обогатить иллюзиями сферу общественного питания. В 1996 году кудесник объявил о намерении открыть собственные рестораны под названием “Волшебный погребок Копперфилда”, обещая посетителям, что их обеды превратятся в волшебные приключения. Неизвестно, что именно предполагалось — угощать клиентов фокусами или создавать иллюзию сытости, но кормят там прилично.

Писателей-фантастов Копперфилд считает, должно быть, в чем-то своими коллегами — иллюзионистами от литературы. Он вошел и в их компанию, поставив свое имя рядом с именем Рея Брэдбери: издал в соавторстве с ним антологию “Рассказы о невозможном”. И тут он умудрился попасть “в десятку” — книга мгновенно разошлась.

Он даже хобби себе завел соответствующее. Собирает раритеты, связанные с историей магии: книги, реквизит и прочие свидетельства об иллюзионистах былых времен. Тяготея ко всему крупномасштабному, он назвал свою коллекцию Международным музеем и библиотекой искусства фокусничества и видит ее как постоянную экспозицию, непрерывно пополняющуюся новыми единицами хранения.

Все это, в общем, красиво. И, кстати, дальновидно: если когда-нибудь буйное воображение Копперфилда попросится на пенсию, тому будет чем заняться, покинув большую сцену.

Копперфилд и амур

В отличие от многих других гениев, Копперфилд не обойден заслуженными наградами. Во-первых, деньги. Во-вторых, престиж. В-третьих, народная любовь. И эта любовь    в полном смысле слова женского рода.

В соответствии с театральными канонами Копперфилд, отрабатывая свои трюки, создает на сцене образ. Образ, который очень импонирует дамам. Он романтичен. Собой красавец. Рискует жизнью. Элегантно парит в воздухе с юной девой на руках. Исполняет мелодраматические танцы с бесконечными красотками. Более чем достаточно для того, чтобы покорять сердца. Прибавим к этому то, что многие сюжеты, которыми Копперфилд обрамляет свои фокусы, слегка сентиментальны, отчего фокусы вызывают не только восхищение, но и сочувствие. И еще то, что в роли кудесника он вполне демократичен. Он не отгораживается от зрителей фраком и цилиндром, а запросто общается с ними, кокетничает, отпускает шуточки в зрительный зал, демонстрируя вполне одесский юмор.

Поэтому, покуда представители сильного пола спорят о том, как удается Копперфилду летать, поклонниц волнует вопрос, кто больше нравится обаятельному магу — блондинки или брюнетки. На первый взгляд вроде бы блондинки.

До 1993 года о личной жизни знаменитого иллюзиониста никто ничего толком не знал. Но вспомним Линду Гудман: “В любви Девы ищут прежде всего качество, а не количество. А так как высокое качество — вещь довольно редкая, в жизни мужчин-Дев очень мало романов”. И вот дождались. На 38-м году жизни он вдруг откинул завесу тайны — и все ахнули.

Роман с Клаудией Шиффер, вероятно, одно из самых демократичных шоу Дэвида Копперфилда: несколько лет весь мир имел возможность, листая журналы, следить за ходом представления, причем практически бесплатно. История такова.

В октябре 1993 года, 10-го числа, Копперфилд давал представление в Берлине. Это была программа, где он трогательно рассказывает о своем детстве и о том, как ему хотелось увидеть снег. И как потом, став магом, он научился вызывать снегопад самостоятельно. Тут же, на глазах у зрителей, из его ладони появляется первая пригоршня снежинок, после чего на сцену вовсю начинают падать снежные хлопья, а сам кудесник превращается в маленького Дэвида Коткина. В тот вечер на глазах у зрителей случилась еще одна трогательная вещь.

Копперфильд любит приглашать на сцену разных милых девушек в качестве дополнения к фокусам менее эффектным, нежели снегопад. 10 октября он, как обычно, выдернул из зала хорошенькую юную особу. При свете рампы оказалось, что это известная топ-модель Клаудиа Шиффер. Ей было тогда 23 года, и она пришла на шоу с родителями — поглядеть на знаменитого иллюзиониста.

Вдохновленный этим нечаянным трюком, Копперфилд постарался продлить общение с прелестной зрительницей: после представления он снялся с нею для рекламы, а потом пригласил ее на вечеринку, где развлекал карточными фокусами. Так было положено начало роману, из которого маг, странное дело, тайны делать не стал. Они с Клаудией начали часто появляться вместе и довольно скоро объявили о своей помолвке. Кольцо с бриллиантом — подарок суженого — модель продемонстрировала телезрителям.

Пресса оживилась. Однако вместе с фотографиями знаменитой пары на страницы популярных изданий стало проникать некое недоумение: ну любовь, да, но почему же эти двое по-прежнему живут врозь?

“Подставившись”, влюбленные вынуждены были отвечать на нескромный вопрос, но делали это уклончиво. Конечно, неплохо было бы купить дом или квартиру и поселиться наконец вместе, но вот Дэвиду нравится Париж, а Клаудиа хочет жить в Нью-Йорке. Недоверие в результате только росло, и через два года после начала романа парижский журнал Voici предположил, что любовь фокусника и модели — просто-напросто рекламный трюк. Чета подала на издание в суд. Журнал извинился.

Однако, как говорят, кто посеет ветер, пожнет бурю. И буря разразилась. В июле 1997 года французский журнал Paris Match получил в свое распоряжение документы, заставляющие взглянуть на Клаудию и Дэвида не как на влюбленную пару, а как на деловых партнеров. Как оказалось, неожиданное знакомство было тщательно подготовлено агентами двух звезд, а их отношения оговорены в контракте. Договором предусматривались: билеты первого класса на самолет Париж-Берлин и обратно для фройляйн Шиффер, оплату апартаментов люкс в отеле для нее и ее родителей, охрану, постоянное дежурство автомобиля “мерседес” и аванс в 20 000 долларов. От Клаудии требовалось оставаться в Берлине в течение суток, с 9 вечера присутствовать на представлении, принимать участие в шоу и участвовать в официальной фотосъемке. Стороны, естественно, договаривались не разглашать условий контракта. Вот и верьте после этого в романтические встречи! Дэвида Копперфилда подвел излишне прагматичный Дэвид Коткин.

Он же вместе с оскорбленной в лучших чувствах Клаудией принялся отсуживать у Paris Match через лос-анджелесский верховный суд 30 миллионов долларов за клевету и моральный ущерб. И отсудил. Но пока суд да дело, выяснилось, что у его дамы сердца совсем другой поклонник — 37-летний миллионер и уловитель женских душ Тим Джеффрис, как говорят, большой ценитель топ-моделей.

Копперфилд, таким образом, остался без невесты. Но что думает по этому поводу Коткин? Может быть, у него попросту истек срок контракта?

Поговаривают, что в последнее время он охотно фотографируется с популярной чилийской телеведущей Анхеликой Кастро. С Клаудией он прикупил виллу на Майорке. Можно теперь ожидать, что Копперфилд приобретет еще одну — на острове Пасхи. Это как раз напротив города Сантьяго. А с другой стороны… поверить, что ли, на этот раз?

 

Дэвид Копперфилд: “Сейчас я свободен”

(Интервью)

— Многие убеждены, что вы действительно знаете законы левитации и будто бы получили их от иллюзиониста Рафаэля Циталашвили. Ваши виртуальные фэн-клубы всерьез обсуждают эту легенду.

— “Полеты” — это мой основной трюк и один из самых любимых. На его подготовку у меня ушло более шести лет!

— Вы часто рассказываете о том, что многие ваши проекты создавались на основе ваших сюжетных снов. Всегда ли это происходит именно так?

  Многие мои трюки и целые шоу действительно начинаются со снов. Часто я вскакиваю среди ночи и записываю свои мысли и сны. А затем продумываю стратегию разработки технических аспектов магического шоу, отвечающих первоначальной концепции. Конечно, мои сны, как и у всех, так или иначе связаны с целым рядом обстоятельств. Возможно, именно поэтому в моих шоу присутствует так много красивых девушек — они заполняют многие мои сны!

— Читателей всех изданий мира в первую очередь интересует личная жизнь знаменитостей. Не могли бы вы рассказать о своих матримониальных планах?

  Сейчас у меня никого нет.

— У вас невероятно напряженный рабочий график. Как вам удается принимать участие в таком количестве мероприятий практически одновременно? И вообще, есть ли у вас время на личную жизнь (мы имеем в виду не только женщин, но и поездки на отдых, например, на вашу виллу на Таити)?

— Ну… Я бы не возражал, чтобы у меня была вилла на Таити! Я обожаю ездить на “очень тропические” острова и побывал на многих из них, причем по всему миру — от Карибов до Индийского океана. К счастью, хотя я даю более 500 представлений в год (больше, чем дней в году), у меня есть прекрасная поддержка в лице квалифицированного персонала и чудеса современной коммуникации для того, чтобы все это координировать и чтобы все работало одновременно и эффективно!

— Всем известно, что вы прекрасный менеджер. Могли бы вы дать несколько советов специально для тех, кто пытается организовать свою жизнь по примеру “звезд”?

— Надо все время быть собранным, сосредоточенным, не принимать слова “нет” в качестве ответа и следовать своим снам и фантазиям независимо от того, как далеко они заходят. Но самое главное при этом — не причинять вреда другим.

— Не могли бы вы вспомнить самые забавные эпизоды из вашей карьеры?

— М-да… Возможно, эпизоды более забавные для публики, чем для меня. Ну вот, например. Я демонстрировал на сцене простейший фокус с веревкой, который я проделывал миллион раз. Но в этот раз новенькими, очень острыми ножницами я отхватил себе кончик пальца. Кровь начала хлестать, и я сказал аудитории: “Леди и джентльмены, спасибо большое, только что я отрезал себе палец”. Они засмеялись и зааплодировали. Я ушел со сцены, поехал в больницу, где мне пришили палец обратно, и вернулся на сцену буквально через час…

— Если это не секрет, несколько слов о пластических операциях (если они были). По крайней мере, не могли бы вы сказать, как вам удается всегда выглядеть так молодо и свежо?

— Ну, в моем случае то, что вы видите, то вы и имеете! Никакой пластической хирургии. Просто я активно пользуюсь солнцезащитными кремами, когда еду в отпуск под интенсивные экваториальные солнечные лучи. Поэтому могу посоветовать дамам, направляющимся на свои любимые курорты, брать с собой побольше солнечной защиты!

— Мы знаем, что все сотрудники вашей команды дают подписку о неразглашении тайны. Но даже сотрудники КГБ и ЦРУ время от времени продают секреты. Случается ли такое в вашей команде и, если случается, какие шаги вы предпринимаете по отношению к виновному в разглашении?

— Я полагаюсь на суды, которые вполне могут улаживать подобные дела. У меня, кстати, очень длинный список судебных побед в делах о защите моих профессиональных (и не только) секретов.

— Общеизвестно ваше шоу с исчезновением статуи Свободы. Могли бы вы сделать то же самое, например, с Кремлем?

  Если у меня будет достаточно времени на подготовку… Я уверен, что эта идея заслуживает тщательного обдумывания. Это могло бы быть очень недурное шоу. Кстати, люди часто просят меня “убрать” главные символы разных стран, включая Эйфелеву башню, Пизанскую башню, Биг Бен в Лондоне.

— Почему вы никогда не используете в своих шоу животных, как другие иллюзионисты, а в основном девушек, которые куда-то все время исчезают?

— Мне снятся красивые женщины — и я включаю их в свои шоу. А  животными пускай занимаются дрессировщики Зигфрид и Рой — можно только гадать, что у них за сны!

— Не хотели бы вы сказать какие-то слова или передать приветствия нашим российским  читателям?

 — Пускай их чаша переполнится здоровьем, богатством и мудростью! Я с радостью возьму моих русских поклонников в мистическое путешествие в чудесную страну искусства магии.

Наталия Ермильченко

материал был взят с http://www.kurierweb.com/Articles

Сайт управляется системой uCoz