Дэвид
Копперфильд
Великий маг Дэвид Копперфильд самую большую загадку сотворил из собственной жизни. О нем неизвестно практически ничего. Нет, конечно, кое-что все-таки известно: когда родился, например, или сколько раз его награждали премией "Эми", в какой точке земного шара он в данный момент выступает. Остальное - в густом тумане. И непонятно, что же он там прячет - неужели убитую топором старушку?
В
1994 году в английском Cosmopolitan ангелоподобная
Клаудия Шиффер была сфотографирована в
обнимку с каким-то инфернальным типом, а
подпись рядом гласила, что вот, топ-модель
нашла себе жениха, знаменитого
американского фокусника, если разобраться -
крайне неприятного господина с
искусственным загаром и лживой улыбкой.
Клаудию, скорее всего, он не любит - просто
использует, чтобы выйти на европейский
рынок.
Прошло пять
лет. Копперфильд действительно с триумфом
завоевал Европу - и расстался с Клаудией.
Демонический
Дэвид в детстве был застенчивым нелюдимым
еврейским мальчиком Додиком Коткиным. Для
пущей экзотики надо бы написать, что
родители его - выходцы из Одессы. Увы, они
эмигрировали в Штаты из Германии. Дэвид
родился 16 сентября 1956 года. Его папа владел
магазином готового платья, мама была
высокооплачиваемым страховым агентом.
Копперфильд -
классический еврейский сынок в том смысле,
что больше всего на свете он любит
родителей. Папа с мамой сопровождают его на
всех гастролях, они по сей день его семья.
Маленький
Додик обладал уникальной памятью - он на
слух запоминал Тору. Ему было всего четыре
года, когда дедушка показал ему карточный
фокус. Что удивительно, ребенок тут же его
повторил. Родители поощряли его интерес к
постановке трюков - в семь он уже
демонстрировал свои личные, самостоятельно
сочиненные фокусы прихожанам местной
синагоги.
В
двенадцать лет он мог выбирать для
выступления любой концертный зал родного
города Метчена, что в штате Нью Джерси.
Дэвид был местной знаменитостью, его
обожали. Дальше - больше. В пятнадцать лет г-на
Коткина приняли в Американское общество
магов - он стал самым молодым его членом. В
шестнадцать он преподавал магию в
университете Нью-Йорка.
В 1974-м юноша
поступил в Fordham University. Параллельно играл в
мюзикле "Волшебник". Делал все то же -
показывал фокусы. Шоу было самым
долгоиграющим музыкальным проектом за всю
историю Чикаго. Тогда же у Дэвида появился и
псевдоним - Копперфильд.
В 1978 году
телекомпания Эй-би-си пригласила
талантливого молодого человека на роль
ведущего программы "Волшебство Эй-би-си".
Программа имела очень высокий рейтинг. В
последующие четырнадцать лет Дэвида
двенадцать раз номинировали на "Эми" -
аналог премии "Оскар", только в области
шоу-бизнеса. Пять из двенадцати призов он
получил.
В 80-е годы
со своими грандиозными шоу он объездил всю
Америку, а затем и весь мир. Прославился
рядом трюков: проходил через Великую
Китайскую стену, летал над Гранд-Каньоном,
"испарял" Статую свободы, самолет и
вагон Восточного экспресса.
Но самый
простой и восхитительный его фокус - полет.
Он "просто" летает. Не как птица -
скорее, как вертолет: с места в карьер.
Вот вкратце
и все, если не считать, что Дэвид входит в
десятку выдающихся евреев США и сотню самых
красивых людей планеты. Пару лет назад, по
данным журнала Forbes, Копперфильд занимал
седьмое место среди самых
высокооплачиваемых людей шоу-бизнеса.
Теперь, со своими $49,5 млн. дохода, "скатился"
куда-то в район двадцатых.
В
Москве есть человек, который с
Копперфильдом знаком. Это Рафаэль
Циталашвили, президент Российской
ассоциации иллюзионистов, наверное, самый
известный в мире российский фокусник. Он
создал единственный в нашей стране
Иллюзионный театр. Ассоциация французских
фокусников наградила г-на Циталашвили
Золотой медалью за выдающиеся заслуги в
развитии жанра.
"Какой
Дэвид в общении? Ну, я вам расскажу один
случай, может, он что-то прояснит.
Наша последняя встреча состоялась в
Москве, в Кремлевском Дворце съездов, перед
его последним шоу. Мало кто знает, что на
время гастролей Копперфильда из
Кремлевского Дворца убрали всю обслугу:
осветители, работники сцены, даже уборщицы
были из его личной команды. Ни один
посторонний не имел права видеть его
оборудование. Меня провели через пять
кордонов прямо на сцену. И оставили на какое-то
время в одиночестве. Это был жест с его
стороны - демонстрация абсолютного доверия
к такому же профессионалу, как и он. (Хотя
положение российских иллюзионистов и его
мировая слава, конечно, несопоставимы.)
Мы
разговаривали сорок минут - из-за этого он
почти на час задержал начало концерта. Ему
было интересно, хотя, казалось бы, он знает о
фокусах все. Я показал несколько своих
новых трюков, в частности как разлетаются в
разные стороны пятиметровые ленты. "А где
механизм?" - спросил Дэвид. Я протянул
ленту. Когда он понял, что все дело в ленте,
он был поражен. С ним очень приятно общаться.
Потому что, несмотря на все регалии и
миллионы, он фанат.
Вы
знаете, как он работает? Больше пятисот шоу
в год. И при этом до недавнего времени
каждый год он выпускал новое шоу. Это значит,
после двух выступлений в день вся команда
оставалась и репетировала очередные трюки.
Ни отпусков, ни одного дня простоя.
Сумасшедший график.
Копперфильд
- лучший иллюзионист в мире хотя бы потому,
что он поднял наше ремесло на невероятную
высоту и замечательным образом его
облагородил.
Он
использует в своем шоу все разновидности
фокусов. У нас же специализация: один
показывает карточные трюки, другой читает
мысли на расстоянии, третий занимается
мелкой иллюзией. Копперфильд в
совершенстве владеет всеми техниками,
вплоть до так называемых сенсационных
трюков, гранд-иллюзий.
Его
слава - результат его гастрольной стратегии.
Он путешествует по всему миру, поэтому его
знают миллионы. А мог бы заключить контракт
с каким-нибудь казино в Лас-Вегасе или
Монако, как делают другие. Денег бы
зарабатывал больше, шоу были бы еще более
грандиозные, но слава - не та.
Дэвид
объединил достижения всех иллюзионистов
мира. Все необычное и оригинальное, что
появляется в жанре, берется им на
вооружение.
И потом, что значит - чужой трюк? Он же не вставляет его автоматически в свою программу. Помощники Копперфильда вначале пишут сценарий, потом придумывают, как тот или иной фокус можно в этот сценарий вставить. Потом подключаются художники, осветители, дизайнеры, конструкторы, хореографы. Фокус приобретает такую богатую аранжировку, что авторы подчас падают на представлении со стульев - от их идеи остается сердцевина, которую не сразу и рассмотришь.
Фокусники - как эстрадные певцы. Нередко они только виртуозно исполняют трюки, а придумывают их совсем другие люди. У Копперфильда работает супергениальный человек - Дон Вейн. Именно он разработал фокусы с исчезновением самолета и вагона, прохождение через Великую Китайскую стену. Без Вейна Дэвид на гастроли не ездит.
Его первые фильмы из сериала "Магия
Дэвида Копперфильда" снимал Орсон Уэллес
- знаменитый американский актер и режиссер
и замечательный фокусник. Он-то молодое
дарование и раскрутил.
Некоторые
думают, что, если всю команду (80 человек),
деньги ($500 тысяч - 1 млн. за выступление) и
оборудование (60 тонн общей стоимостью $700
тысяч) Копперфильда передать другому
иллюзионисту, тот во мгновение ока станет
"звездой". Это глубокое заблуждение.
Он
ведь не только миллионные - он делает и
десятидолларовые фокусы, причем блестяще.
Он потрясающий артист, у него необычайный
контакт с залом. В Москве он работал с
переводчиком, и все равно его обаяние не
потерялось.
На
сцене он без дублеров: и летает сам, и в воду
прыгает. Это же колоссальные физические
нагрузки. Вообще, говорят, что у него в жизни
две страсти: фокусы и женщины".
Прежде чем
перейти к женщинам, немного о честности и
судах.
- Я летаю,-
говорит Дэвид,- потому что на это есть спрос.
Кому-то это
покажется циничным. Но на самом деле слава
Богу, что он циник. А представьте, если бы
Копперфильд возомнил себя пророком?!
-
Сколько было мистификаций после его
гастролей! - рассказывает Рафаэль
Циталашвили.- Российские газеты писали
всякую чушь про телепатию и паранормальные
явления. Даже у меня спрашивали: "Скажите,
он действительно летает?"
Фокусники
- самые честные люди в мире. Со своим-то
умением творить чудеса они бы могли
прикинуться великими спиритами, посланцами
космоса или новыми мессиями. А они честно
предупреждают: "Мы иллюзионисты! Все, что
вы увидите, игра. Но игра виртуозная. Так
насладитесь ею". Шоу Копперфильда по-настоящему
может оценить профессионал. Я, например, его
искусством наслаждаюсь. Все сделано
правильно, по высшему классу.
(Хотя какой
бы из Копперфильда получился симпатичный
мессия!)
Но он,
кстати, еще и судится.
Когда пару
лет назад его коллега по цеху Герберт Бекер
собирался опубликовать книгу "Все
секреты магии раскрыты" и объяснить в ней
некоторые трюки Копперфильда, последний
подал в суд, пытаясь не допустить
публикации этого труда. Дело он проиграл, но
издатели все равно изъяли из книги главы,
посвященные его фокусам.
Другой
фокусник, с которым Копперфильд разбирался
в суде, не только летал, как Дэвид (оказывается,
там, на Западе, полеты иллюзионистов в
порядке вещей), но и самым беспардонным
образом копировал его позы. По позам-то его
и разоблачили. Вообще-то, доказать, что один
иллюзионист украл у другого трюк, крайне
сложно: сама идея левитации не нова, ей не
одна сотня лет.
Так вот
разоблаченному фокуснику вменили платить
Копперфильду авторские - $5 тысяч за
выступление - и честно сообщать зрителям,
кто первым сей трюк исполнил.
-
С ним, конечно, опасно судиться,- говорит
Рафаэль Циталашвили.- Суды - дело дорогое, а
Дэвид богат. Но и он не всегда суд
выигрывает. У него крадут фокусы. За неделю
до его гастролей во Франции там по ТВ другой
фокусник показал его знаменитое
распиливание. Что делать в такой ситуации?
Единственное - убирать номер из программы.
В Интернете
есть официальный сайт Дэвида Копперфильда.
Из него можно многое узнать о
разносторонних талантах нашего героя.
В
соавторстве с писателями-фантастами он уже
выпустил несколько книг. В своем доме
собрал библиотеку по магии. Есть у него и
собственный музей реквизитов великих
иллюзионистов.
В Нью-Йорке
Копперфильд открыл кафе своего имени.
Официантов там нет. Голос из мрака
спрашивает, что посетители будут кушать,
потом заказанное материализуется на столах
из воздуха.
Дэвид
Копперфильд помогает инвалидам: придумал
для них программу - развивать ловкость рук.
К счастью, он не клянется на каждом шагу, как
Майкл Джексон, что любит детей.
Короче, как
написала одна американская журналистка,
"самое худшее, что я могу сказать про
Дэвида Копперфильда,- это то, что он
подкладывает подплечники под свою блузу".
Но если вы думаете,
что публику интересуют только
производственные успехи Копперфильда, вы
глубоко заблуждаетесь. Нет ни одной пресс-конференции,
на которой его не спросили бы об отношениях
с Клаудией Шиффер. Пока это единственный
трюк великого мага, который оказался
разоблаченным. И похоже, эту оплошность ему
еще долго не простят.
О том, что
Копперфильд и Шиффер - ненастоящие жених и
невеста, поговаривали с самого начала. В 1997
году журнал "Пари матч" опубликовал
копию контракта двух знаменитостей.
Клаудия играла при Дэвиде роль эскорта. В
специальном пункте оговаривалось, что ни
одна из сторон не может требовать от другой
близости. Топ-модели запрещалось
появляться в обществе других мужчин и,
естественно, разглашать условия контракта.
Сколько денег получала Шиффер за услуги,
точно не ясно: называли цифры от 35 тысяч
немецких марок до $250 тысяч американских
долларов. Но даже если присовокупить
бриллиантовое кольцо, которое он ей якобы
подарил, этого все равно мало за молодость (с
24 до 29 лет), проведенную в девках. И это в то
время, когда все другие топ-модели: Хелена
Кристенсен, Линда Евангелиста, Синди
Кроуфорд - повыходили замуж и нарожали
детей.
Копперфильд
подал на "Пари матч" в суд, требуя
возмещения морального ущерба на сумму $30
млн. Кажется, дело до сих пор не завершено.
Но то ли любовью действительно не шутят, то
ли так сошлись обстоятельства, только
начиная с 1997 года карьера Клаудии и
Копперфильда явно переживала не лучшие
времена. В одном интервью фокусник
признался: он предпочел бы, чтобы эта
проблема исчезла - как исчезают в его шоу
поезда и самолеты.
Летом 1999
года разразился настоящий скандал:
папарацци застукали Клаудию, отдыхавшую в
Испании в компании дизайнера Брюса
Хоксемара. Очевидно, ее контракт подошел к
концу.
И
напоследок кое-что о комплексах.
- А почему он до сих пор не женится? -
спросили у Рафаэля Циталашвили.
- Для американца 43 года
еще не возраст. А у него такой бешеный
график работы - какая уж тут жена! Люди,
которые его раскручивали, считали, что он
должен быть свободным, чтобы каждая женщина
в зале могла представить его своим принцем.
Наверняка он в ближайшие годы этот образ
изменит.
А то, что у
него с Шиффер ничего серьезного не
получится, было ясно с самого начала. И дело
не в том, был у них контракт или нет. Дело в
том, что мама и папа Дэвида были против...
Источник информации: Людмила
Лунина, журнал "Карьера" No.12, декабрь
1999.